Медиа-отрасль сегодня развивается стремительно, и районная пресса, вопреки мрачным прогнозам, не умерла, напротив, пережив кризис, она даже стала более многочисленной. Но проблемы остаются. Например, встает вопрос о качестве представленной продукции. О приморской журналистике, о ее жизни, о ее развитии и, самое главное, о проблемах в прямом эфире PrimaMediaLIVE рассказала Жанна Чикризова, главный редактор информационно-издательского комплекса "Пульс – северное Приморье".
- Не секрет, что печатные издания сегодня переживают не самый лучший период. Как с этим приходится работать? Потому что одно дело, когда газета находится в краевом центре, где живет 600 тысяч человек, где есть рынок, а другое дело, это Арсеньев и северное Приморье, территории не самые густонаселенные. Как здесь вы живете, как работаете?
- Ключевое слово – "работать". Я всегда говорю: кто работает, у того все и получается. Нельзя останавливаться, нельзя расслабляться. Профессия журналист, конечно, творческая, но само издание, газета – это все-таки технология, это конвейер. Постоянно, каждую среду мы должны выпустить базовую газету. Нельзя расслабляться. Чуть потерял контроль - и все. Это достаточно трудный хлеб, не очень денежный.
У нас базовая газета "Пульс – северное Приморье". Для того чтобы сдерживать цену на газету, чтобы подписка и цена газеты в продаже была доступна для людей, надо заниматься еще какими-то видами деятельности. И мы стали расширять наши услуги. Мы выпускаем еще газеты кроссвордов, развлекательные газеты, есть рекламный спецвыпуск, турагентство, печатный салон, информационные услуги, поддержка сайтов, тексты для сайтов. Если заниматься только одной газетой, получается дорого. Соответственно, будет падать тираж, читатели будут уходить к более доступным средствам массовой информации. Поэтому постоянно приходится балансировать, считать.
Я сама очень люблю писать. Когда надо, беру фотоаппарат, иду на мероприятие, фотографирую. Но основная работа у меня сейчас организационная, директорская.
- Какие районы края вы закрываете своей газетой? Какой тираж? И сколько газета будет стоить, если на нее не "перетаскивать" деньги с других видов вашей деятельности?
- Газета зародилась в Кавалерово 15 лет назад. Когда сменился учредитель, переехали в Арсеньев, где и находится сейчас главный офис. Но в Кавалерово у нас есть редакция, а в Арсеньеве корпункт. Газета стала постепенно распространяться. Газета у нас частная. И мы шли туда, где достаточно слабые муниципальные газеты, чувствовался информационный голод, там легче было занять нишу. Сейчас у нас территория от Анучино до Лесозаводска и дальше, в сторону севера - Кавалерово, Дальнегорск, Ольга, Терней, Чугуевка. Конечно, разница между центральными газетами, краевыми и региональными, как у нас, очень большая.
У нас очень разные читатели. Если Владивосток – цивилизованный город, тут все "продвинутые", все с компьютерами, то большая часть читателей у нас – деревенская. Это села, поселки и маленькие города. И население более старое. Например, в Арсеньеве 33% населения уже пенсионеры. Это люди, которые привыкли читать печатную прессу. Поэтому разговоры о том, что газеты скоро умрут и останутся только электронные версии, неправильны. Сейчас от этой теории отказалась даже Москва. То есть такой мощной и быстрой интернетизации, как рассчитывали, не получилось. Люди читают газеты, выписывают.
У нас сейчас тираж 8,6 тысяч. Лет семь назад тираж был 12-13 тысяч. Упал он из-за того, что появились бесплатные газеты, которые раскидывают с программой по территории. Хотя я не считаю, что это газеты, просто реклама на газетной бумаге. Но люди считают это газетой. Часть людей покупает газеты из-за программы, соответственно, эта часть и отсеялась. Появились конкуренты. Отрасль не стоит на месте, появляются новые СМИ. Приходится с этим считаться, искать свои темы, свои ниши и выживать.
И последний удар по печатной прессе нанесла "Почта России". Они не получили дотацию, очень большую, 3 млрд рублей. Им ничего не оставалось, как поднять цену на подписку. Это было неожиданно, мы эти затраты не планировали. У нас возросла цена на 20-30%. Когда мы об этом узнали, заморозили свою подписную часть. Мы не стали поднимать свою цену, но почта свою цену подняла. Цена на те газеты, которые быстро не сориентировались и подняли еще и свою часть подписки, зашкалила за 600 рублей за полугодие. Для сельского населения это достаточно дорого. Мы держим в пределах 400 рублей свою подписку сейчас, но увеличили количество полос. Мы также усилили дополнительные направления работы за счет рекламы и объявлений. Еще у нас есть 50% своей реализации по краю. Технология такая, что 50% идет по подписке, есть собственная редакционная подписка, для ветеранов есть льготы. И есть часть, которую сразу из типографии развозят по краю.
- Но это тоже недешево получается?
- Это большие накладные расходы. Все достаточно дорого и проблематично. Мы же частная газета. Как частное предприятие, как бизнес, мы платим все налоги. И я благодарна арсеньевской администрации, они нас пустили в помещение на муниципальную аренду. В Кавалерово у нас частное помещение. Мы не получаем никаких дотаций ни откуда, ни из каких бюджетов. Если мы с кем-то работаем, то работаем по контрактам. Ну, и отдел рекламы хорошо работает.
- Сейчас снова идет разговор о том, что нужно поддерживать средства массовой информации. И больший упор идет, конечно, на печатные СМИ. По-вашему, как эту форму поддержки должны реализовать в крае? Всем по кусочку поровну? Либо ты должен доказать как-то, что ты достоин и заслуживаешь поддержки?
- Я считаю, что поровну нельзя. Надо учитывать, насколько это средство массовой информации влиятельно в районе. Есть газеты, которые кидают бесплатно, но их в принципе и не читает почти никто. Газета должна быть уважаемой, ее должны читать. Там должно быть, что почитать. Раздавать всем поровну – это какой-то социалистический принцип распределения денег. Газета или телевидение должны доказать свою состоятельность. Должен быть какой-то тираж, какое-то количество лет, которые оно выходит, и она должна иметь постоянных читателей. На газету обязательно должна быть подписка. Это показатель того, что читатель действительно ее выписывает. Потому что с реализацией бывает до 10% возврата. Вес газеты в обществе должен быть доказанным. И я считаю, когда в прошлом году в Приморском крае объявили распределение средств по контрактной системе – это правильно. Каждая газета подавала свои данные, комиссия делала по определенным критериям отбор. Я не знаю точно, как делили, по постоянному тиражу или по территории. От каждого муниципального района было выбрано по две газеты. Эти средства достаточно равномерно распределились по территориям. Были поддержаны те газеты, которые доказали, что они действительно работают.
Последние семь лет мы участвуем во всех всероссийских форумах, на это тратятся деньги нашего предприятия, но я стараюсь каждый год один-два человека отправить на учебу, на повышение квалификации. Мы ездим в Москву на форумы, в Сочи каждый год проходит всероссийский форум СМИ. Когда мы начали ездить, в Приморье еще ничего не было. И замечательно, что сейчас "Прима Медиа" проявила инициативу, был организован Союз журналистов в Приморье, о котором очень долго шли разговоры. Но семь лет назад ничего не было. И мы начали ездить то в Хабаровск, то дальше. Познакомились с Союзом журналистов России. СЖР и Фонд развития информационной политики приезжали сюда, проводили в Партизанске семинар. Мы вступили в Союз журналистов. Нам было важно посмотреть, на каком уровне находится наша приморская журналистика, наша газета и сравнить все с тем, что происходит в России. Стали выезжать, очень много почерпнули. И выяснили для себя, что мы, приморцы, ничуть не хуже остальных, что приморская журналистика находится на хорошем уровне как по оформлению, так и по контенту (содержанию), по качеству материалов. Где-то, конечно, мы уступаем центральным газетам, но у них просто другой уровень информации. У них та информация, которая интересна всем. А у нас информация, которая интересна местным сообществам.
Мы не идем на Владивосток с нашей газетой. Мы знаем, что наши сельские северные проблемы Владивостоку не нужны. Так же как и у нас не выписывают владивостокские газеты. Тем не менее, профессия одна, и объединяться надо.
Мы стали участвовать во всех конкурсах, что повышает квалификацию, стали учить сотрудников. И я считаю, что за последние семь лет наша газета продвинулась. Не могу сказать, что я полностью довольна. Всегда есть куда расти. На семинарах сначала нам говорили, что газеты умрут. Сейчас уже стали говорить, что газеты выживут, потому что человек всегда будет читать. Особенно выживут местные газеты, которые все равно надо поддерживать. И те краевые деньги, которые были распределены в виде субсидий, мы понимаем, что это деньги налогоплательщиков, их надо отрабатывать. Но государство должно быть заинтересовано в продвижении своих идей, своей идеологии, своих принципов и каких-то новшеств, которые оно привносит в нашу жизнь. Это может быть пенсионная реформа или какие-то проекты администрации, те же мосты во Владивостоке. Государство должно разъяснять, доносить до людей информацию о проектах через СМИ, потому что газетам все еще верят. И это большая степень доверия. Но издание у нас частное. У муниципальных газет тоже рекламных средств не много. Поэтому государство должно для продвижения своих идей платить за размещение этой информации. То есть мы заключаем контракт на определенное количество полос, которые мы посвятим в течение года на освещение деятельности администрации. И она эти полосы оплачивает, причем, по минимальной цене - только для того, чтобы мы смогли окупить затраты. Мы с рекламодателей больше берем. Мы же могли эти полосы заполнить какой-то местной информацией или чем-то веселеньким. Но мы эти полосы выделяем для государственной политики, и государство нам платит за это. Я считаю, что это нормально. По этому поводу были споры, и в Москве в том числе. Должна ли пресса в таком виде зависеть от государства. Я не считаю, что это зависимость. Мы, например, даем возможность высказаться людям по любым вопросам, если они не противоречат закону. Они могут обсуждать эти темы, могут высказывать какие-то пожелания. Мы можем высказать противоположную точку зрения кого-то. То есть какую-то свободу слова мы даем людям, соблюдаем ее. А то, что мы работаем по контракту – государеву политику в массы – это нормально.
- А независимость СМИ, о чем так любят говорить люди. Как вы относитесь к этой независимости? Существует ли она в таком виде, как о ней принято говорить? Вы абсолютно независимое СМИ?
- Это такой больной вопрос. Например, вы живете в семье. Вы можете быть от этой семьи совершенно свободным? Вы от нее зависите. И ваши дети, и жена тоже зависят от вас. Какая-то определенная свобода у вас есть: хобби, работа, интересы. У детей какие-то личные интересы. Абсолютно свободным и независимым ни от кого быть нельзя, потому что все мы живем в обществе. Во-первых, есть закон о СМИ, который мы должны соблюдать. Есть закон, который говорит о том, что нельзя вносить религиозную рознь, национальную и так далее. Во-вторых, финансы. Бывает, что мы зависимы от рекламодателя. Бывает, что мы наступаем на нашего рекламодателя, печатаем материал, и мы его теряем. Мы теряем деньги ради того, чтобы сказать правду.
Был у нас такой казусный случай с компанией "Альянс". У них перевернулся на трассе бензовоз. Это же событие. И наши журналисты поехали снимать, все было оцеплено ГО ЧС, туда не пускали, боялись, что взорвется, они прорвались. Сняли, дали на первую полосу. Выяснилось, что водитель бензовоза был не виноват, его подрезали. И мы на первой полосе опубликовали это. Мы никого не упрекали, не обвиняли. И после этого "Альянс" снимает у нас рекламу, мы потеряли рекламодателя. В данном случае журналистская правда восторжествовала над нашим желанием заработать деньги. Но нельзя быть полностью свободным от рекламодателя. Какие-то деньги мы все равно от них получаем. Но чем больше мы будем зарабатывать сами на каких-то дополнительных услугах, тем меньше мы будем зависеть от рекламодателя, от каких-то партий. Есть партии, у которых я даже за деньги ничего не напечатаю, потому что это противоречит принципам редакции. У нас другая политическая платформа может быть.
Есть вещи, которые вообще нельзя, даже за деньги, публиковать. У нас были на выборах случаи, когда кандидат уже оплатил полосу, причем хорошие деньги, мы уже сверстали. Я начинаю читать, а там в высказываниях такое выливание помоев на конкурентов, это нельзя печатать. Звоню и говорю, что мы снимаем эту полосу, мы вернем деньги.
Чем больше средств массовой информации, которые выражают разные платформы, тем больше получается в целом независимость прессы. Одну газету выпускает какая-то партия, например, другая - муниципальная, у нее учредитель администрация, третья – частная и т.д. Таким образом и достигается в целом та независимость. Я в этом убедилась, когда была в Америке. Это была частная поездка, но я общалась с коллегами. Небольшой город Браун, который меньше Арсеньева в два раза. Моя коллега, журналистка рассказала, что у них в городе выходит шесть газет. А у нас в то время выходило всего две. И она утверждала, что все газеты разные, все находят читателя. И если в одной газете кого-то не критиковали, значит, в другой покритикуют. И в целом получается независимость прессы. То есть, чем больше газет, тем лучше. Хотя я не должна так говорить: мне лично, как бизнесмену, конкуренты не нужны. Но я понимаю, что для того, чтобы была свобода слова и независимость, надо, чтобы газет и СМИ было больше.
- Чем вы наполняете газету? Как ищете темы? Какие новости помогают оставаться конкурентоспособными?
- Новостей, на самом деле, очень много. Говорят, один человек смотрит, другой – видит. Журналист должен видеть. Каждый понедельник, приходя на работу, мы пьем с утра чай, все рассказывают обо всем. И я спрашиваю, что произошло в городе за выходные. Иногда уборщица оказывается более осведомленной, чем журналист, который отдыхал, никуда не выходил. И каждый понедельник мы пьем чай и обсуждаем, что происходит в городе, крае. Все должны быть озадачены, все должны рассказывать обо всем. Собирать по крупицам информацию. А мы будем проверять, уточнять, потому что наши органы зачастую информацию "зажимают". Особенно, если это что-то серьезное, например, убийство. Тогда приходится делать запросы по закону о СМИ. У каждого журналиста должны быть информаторы. Бывает, нам читатели сами звонят, сообщают о пожарах и других событиях. Потом начинается сортировка информации по значимости, по важности, по интересу.
Если журналист не видит информации, значит, его надо учить или ему надо менять профессию. В журналистике тоже есть разные подвиды профессии. Есть репортеры, которым везде все интересно, они подвижны, везде бегают. Есть аналитики, есть интервьюеры, которые не любят бегать с фотоаппаратом, а любят сесть, поговорить, потом написать, обработать...
- Все ли ваши сотрудники имеют журналистское образование? И вообще качество журналистского образования в Приморье, на Дальнем Востоке – есть что сказать?
- Очень больной вопрос, особенно для глубинки. С кадрами вообще большая проблема. На нашей территории - недостаток населения. И те дети, которые учатся более или менее хорошо, стараются уехать во Владивосток учиться, и, как правило, назад не возвращаются. Раньше же только ДВГУ готовил специалистов. Очень долго было ограничено количество мест. Сейчас вот еще ВГУЭС готовит. И в Благовещенске есть журфак. Поэтому образовалась определенная кадровая проблема. Увеличилось количество средств массовой информации. Потребность в журналистах стала расти. А их нет. У меня была молодежная редакция, когда я работала еще в городской газете, семь человек оттуда в разные годы поступили на журфак. Никто из них не вернулся в Арсеньев. Они все во Владивостоке, в Москве, в Новосибирске. Я ими горжусь, конечно. Например, Максим Забелин – редактор радио "Юмор FM", Настя Крестьева – работала в краевом СМИ, сейчас преподаватель на журфаке в ДВФУ. Сейчас у меня работает корреспондентка Женя Перебоева. Она училась в техникуме, где была редактором студенческой газеты. Сейчас поступила на журфак, учится заочно и работает. Надеюсь, что она останется у нас. Но если ей предложат какой-то карьерный рост, мы ее, конечно, отпустим и будем ею гордиться, что она у нас выросла, а сами будем набирать новых. К этому надо относиться спокойно, потому что жизнь такая. И мы пошли по второму пути. Работаем с внештатниками. Как правило, у таких людей нет журналистского образования. Честно скажу, у меня тоже только половинка журналистского образования, первое высшее образование - инженер-конструктор-архитектор. Но когда я еще училась в ДВПИ, была очень хорошая форма получения второй специальности - факультет общественных профессий. При редакции газеты "Политехник" редактором газеты журналистом Александром Сеиным было организовано отделение журналистики. Я там получала второе образование, работая студкором в этой газете. А когда встал вопрос о том, чтобы получить второе высшее образование, выяснилось, что за второе образование, даже тогда в Советском Союзе, надо платить. А денег не было ни у кого. Платить должна была организация, у которой тоже денег не было.
Сейчас я считаю, что журналистика – даже не профессия, это все-таки призвание, образ жизни. Если у человека есть способности писать, излагать мысли, добывать информацию, то его можно просто научить на месте на практике. Когда у человека есть талант и способности к какому-то делу, они все равно проявятся. И мне тогда тоже сказали: "Ты все равно придешь в журналистику". Потому что, если ты не можешь не писать, ты все равно придешь в журналистику. Так и получилось. Но я все-таки отработала семь лет конструктором. По моим чертежам да сих пор здания и сооружения стоят.
Так что мы привлекаем внештатников, проводим небольшие тренинги, объясняем, что надо, и они приносят информацию. Бывает, когда нет времени, звонишь какому-нибудь библиотекарю и просишь его сходить на мероприятие. Все фотографируют, сейчас у всех есть фотоаппараты. Главный редактор газеты "Северное Приморье" Ирина Гладких у нас с журналистским образованием. Остальные или учатся, или не имеют журналистского образования, но имеют большую практику в этой профессии.
По окончании 10 классов школы, я выбирала, куда пойти учиться. Хотелось и в архитектуру, и изучать историю, и литературу и так далее. Такое было мучение! У моей подруги был журналистом отец. И он говорил, что нельзя после школы идти в журналистику. Говорил, что нас там сломают, изменят там стиль, заставят писать так, как надо, а не так, как мы умеем. Тогда было все жестко, советское воспитание. Он говорил, в журналистику нужно приходить, имея жизненный опыт и уже сформированное мировоззрение, сформированные жизненные принципы, чтобы вас не сломали. А ломали тогда очень здорово. Да и сейчас ломают. Когда я начинала работать еще в городской газете, заведующий отделом начала переделывать все мои фразы. Весь мой стиль переделывала "как надо". Пока за меня не вступился сам редактор. Да, тот журналист был прав. Очень много соблазнов, особенно сейчас. И деньги же предлагают, и угрожают. Должны быть принципы жизненные, должна быть сила воли у журналиста. Это достаточно опасная профессия.
- У журналиста должна быть этика? Каковы границы этой этики?
- Обязательно должна быть. Есть этический кодекс журналиста. Я думаю здесь, как и в профессии врача, принцип "не навреди". Но в журналистике бывают моменты, когда надо кому-то навредить для того, чтобы обществу было лучше. Бывают очень трудные ситуации. Бывает, что просто хотят купить, и достаточно трудно устоять. Но, когда понимаешь, что хочется жить спокойно и с чистой совестью, переступаешь через какие-то соблазны. Не всем это удается. С такими людьми, которые не смогли справиться с какими-то этическими проблемами, мы расстаемся. Иногда очень жалко с ними расставаться, потому что вложил в него много сил, и это пишущий человек.
Деньги развращают людей. Когда приходят и спрашивают, сколько будут получать, я всегда говорю: Вы будете получать столько, сколько заработаете. А если вы хотите много денег, то, пожалуйста, идите в торговлю, все деньги там и быстрые. Здесь другой хлеб. Деньги здесь не на первом месте.
К сожалению, в последнее время появились газеты, в которых редакторы видят только средство для заработка. Газета как бизнес, а не как общественное издание, которая несет что-то полезное в массы и формирует это общество, очищает его. Это случайные люди, они не прошли школы, у них нет нравственных принципов. Они и портят эту профессию. Люди-то читают. Человеку порой трудно понять, где качественная пресса, где "желтая". В результате доверие к прессе в целом падает.
Я считаю, что вообще журналистское сообщество из качественной прессы, Союз журналистов Приморья, Клуб редакторов, который создан, должны заниматься отсеиванием таких случайных людей, которые позорят профессию. Мы должны бороться за чистоту профессии, за ее качество.
- Что вы не поставите никогда на главную страницу, даже если вам будут предлагать большие деньги?
- Порнографию никогда не поставлю. "Услуги горничных". Мы с первого дня отказались от этого, хотя в некоторых газетах еще было такое. Как-то было очень плохо с деньгами, были низкие зарплаты, но ставить такие вещи мы всегда отказывались. У нас есть жизненные принципы, есть этика. Пока мы можем заработать своими мозгами, у нас этого в газете не будет. К тому же у нас учредители очень уважаемые люди.
- Вы стали заместителем председателя созданного вчера в Уссурийске Клуба главных редакторов СМИ Приморского края. Что это за клуб? Чем он будет заниматься?
- Создать Клуб редакторов было пожеланием журналистов на саммите СМИ, который очень удачно прошел в прошлом году. Мы пока набираем информацию, чем должен Клуб заниматься. Наверное, главные позиции, о которых я сказала. Это соблюдение этических норм, поднятие престижа профессии, работа с кадрами, помощь в обучении. Не все могут выезжать на конференции или получить второе образование. Это финансовая поддержка через какие-то гранты, конкурсы. Было вчера много хороших предложений по организации конкурсов, где можно получить призы или какие-то средства для редакции. А главное, это все-таки организация журналистского сообщества и поднятие престижа профессии. Очень много было предложений по спорту. Если в Союз журналистов могут вступить все люди, связанные с журналистикой, даже не имеющие профильного образования, внештатники, то Клуб редакторов – это управленцы, которым лучше видно, что надо делать, какие болевые точки есть, на что нужно обратить внимание. И периодически надо собираться для профессионального общения, редакторов тоже надо учить. Некоторые позиции мы уже наметили. И сейчас еще главное – помощь в подготовке саммита СМИ.
- Почему у нас журналистское сообщество очень сильно разрознено?
- Потому что этим долго никто не занимался. Союз журналистов, советский, развалился в свое время. Потом образовался какой-то вакуум. Вспомните 90-ые годы, когда вообще непонятно что было. И только начиная с начала 2000-х что-то стало происходить. Стало увеличиваться количество газет, они стали становиться на ноги. Если бы мне предложили заниматься общественной работой, которой я сейчас занимаюсь, еще где-то в 2003 году, я наверно бы отказалась, потому что у меня было огромное количество задач, которые надо было выполнить, чтобы поставить газету на ноги. Наверное, все становились на ноги. И сейчас пришло то время, когда появились личности, решили объединяться. Может быть, мы опоздали немножко с этим вопросом. На сегодняшний момент считается, что самые качественные газеты выходят в Воронежской области. Приезжал секретарь Союза журналистов Владимир Леонидович Касютин и рассказывал, что происходит в отрасли по всей территории. На сегодняшний день он рекомендует зайти на сайт и посмотреть газеты Воронежской области по содержанию, по качеству, по подаче, стилю. И это ведь не столица. Может быть, потому что воронежская организация начала раньше этим заниматься. Но мы догоним.
- Что бы вы хотели пожелать жителям Приморского края, жителям центрального, северного Приморья, как руководитель, как редактор комплекса "Пульс – северное Приморье"?
- Я бы хотела всем пожелать читать газеты, читать прессу. Вообще надо следить за информацией и за тем, что происходит, анализировать то, что прочитал, выбирать лучшее. Надо быть в гуще событий. И не важно, живешь ты в селе или в городе. Владеешь информацией – владеешь миром. Нельзя жить в обществе и не знать, что происходит вокруг.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: