25 ноября 2015, 15:00 — 16:00Владивосток, PrimaMedia

Сеть "Додо Пицца": работа в шести странах, стратегия Мао Цзэдуна и "битва" за Владивосток

Как компания из Сыктывкара выросла в международную сеть из 67 пиццерий, рассказал основатель сети Федор Овчинников (ВИДЕО)

Идеи, как организовать работу пиццерии правильно и эффективно, приходят за прилавком или на кухне, потому что невозможно увидеть истинную жизнь своего детища, сидя в кабинете директора, считает владелец сети пиццерий "Додо Пицца" Федор Овчинников. За четыре года компания, основанная в небольшом городе Сыктывкар, выросла в международную сеть из 67 пиццерий в шести странах мира. О том, почему не каждый сможет купить франшизу "Додо Пицца", а также о стратегии Мао Цзэдуна и предстоящей "битве" за Владивосток с Федором Овчинниковым в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE беседовал председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа. 

- Расскажите немного о себе и своем бизнесе.

- Я - предприниматель из небольшого города Сыктывкар, который находится на севере России. В 2011 году основал компанию, которая выросла в сеть из 67 пиццерий в шести странах мира. К концу года будет около 80 точек. Россия, Казахстан, Румыния, Прибалтика, Узбекистан… Безусловно, каждый рынок отличается. Если сравнить Фергану, где у нас меньше месяца назад открылась пиццерия, и, допустим, Клайпеду, то они совершенно разные как с точки зрения логистики, так и относительно вкусов населения.

Но когда мы весь этот бизнес задумывали, мы изначально ориентировались на глобальное масштабирование. Наш бизнес партнерский, то есть основной продукт – это франшиза, ядром которой является собственная информационная система. Эту франшизу на конкретном рынке инсталлирует местный предприниматель, который понимает всю специфику. Еще важный момент – мы изначально шли на рынок, который есть везде, и занимаемся продуктом, который понятен и известен всем – это пицца.

Что такое пицца, объяснять не приходится никому. Ядро бизнеса одно и то же – это как эффективно управлять пиццерией и производить продукт. В зависимости от рынка мы можем что-то менять, адаптироваться под него, но ядро остается единым, то есть главная компетенция. И сам продукт приспособлен к изменениям, потому что пицца – это конструктор. Она легко мимикрирует под вкусы населения.

- Как из такого небольшого города с ограниченным спросом, ограниченным потреблением удалось вырасти в такую огромную компанию?

- Думаю, что мы не должны задавать таких вопросов, и когда мы перестанем их задавать, таких компаний как "Додо Пицца" станет намного больше. Во Владивостоке есть известная по всей России компания DNS. McDonald’s появился в городе Сан-Бернардино в Калифорнии, где население гораздо меньше, чем в Сыктывкаре. Walmart в Бентонвилле, и его оборот больше, чем ВВП России. Поэтому надо расширять горизонты. Наша страна всегда отличалась тем, что в ней жили люди, чьи горизонты были широкими, поэтому она и стала такой большой. Все ограничения в голове. Много компаний вышло из регионов. Тот же самый "Магнит", вышедший из Краснодара. Мы достигаем тех горизонтов, которые сами себе очерчиваем.

Здесь есть свои плюсы и минусы. В Москве бы мы развивались медленнее. А развиваясь в небольшом городе, ты сильнее фокусируешься. Тебе нужно гораздо сильнее работать, уже специализироваться для того, чтобы конкурировать с Москвой. Любые тепличные условия расслабляют. В этом плане в провинции всегда будут появляться компании, которые будут масштабировать на федеральном уровне. Я искал изначально бизнес, который может масштабироваться, которым мне бы нравилось заниматься, и самое главное – чтобы бизнес учитывал мои плюсы как предпринимателя. 

Мне нравится розничный бизнес, где ты не зависишь от нескольких крупных клиентов, от государства. Мне нравится стабильный бизнес, где все решает клиент. Эффективность бизнеса зависит от системы, которую ты выстроишь. Мне неважны изменения на рынке, ведь все зависит от меня, и только я могу контролировать ситуацию. Я не завишу от крупных заказчиков и от государства, в чем безусловный плюс.

Супер-мысли, как организовать работу пиццерии более эффективно, приходят тогда, когда ты сам идешь готовить. Ты никогда не увидишь из офиса, что реально происходит на кухне, о чем думают люди. Это опять же связано со стартом в Сыктывкаре. Для того чтобы быть конкурентоспособным, нужно вгрызаться в какие-то детали, в которые, возможно, в Москве не погружаются. Поэтому я поехал в Санкт-Петербург и работал в ресторанах быстрого питания, чтобы понять этот бизнес изнутри.

Работал и в пиццериях, и в McDonald’s. Это было изумительное приключение. Я увидел жизнь с другой стороны. В тот момент я был достаточно опытным предпринимателем. Погружение в работу обычного линейного сотрудника для меня стало и шоком, и открытием. Эту практику постоянно повторяю.

И вообще для себя в компании решили, чтобы у всех руководителей была традиция – минимум раз в два месяца отработать целую смену в любой пиццерии, будь то партнерская, франчайзинговая, корпоративная. Мы договорились на уровне менеджмента и хотим, чтобы это было нашей уникальной особенностью. Даже если уже не я буду руководителем компании, а кто-то другой, он должен будет также работать на кухне. Там ты получаешь огромный объем информации о пиццерии, о работе людей, об ошибках, которые ты просто не видишь, сидя у себя в офисе.

У любого предпринимателя есть внутренний дятел, который стучит, и нужно что-то делать. Деньги – это всего лишь способ достижения каких-то целей и реализации чего-то. Как говорил Дисней: "Я снимаю фильмы не для того, чтобы зарабатывать деньги. Я зарабатываю деньги для того, чтобы снимать фильмы". Предприниматели разные. Кто-то хочет поднять благосостояние семьи, кто-то хочет получить свободу. У меня задача – сделать что-то выдающееся. Это самая главная мотивация. Любой человек стремится к счастью. Кто-то получает его через обладание чем-то, а мне нужно что-то делать, иметь цели и вызовы. Одна из мотиваций, которая мне дает энергию – это то, когда в нашу компанию или в меня как предпринимателя кто-то не верит. Например, если инвесторы говорят, что у меня ничего не получится. Я хожу на работу с удовольствием и знаю, что это чувство разделяют люди, которые со мной работают. У любого предпринимателя работа занимает 24 часа 7 дней в неделю. Даже когда ты не на работе, ты продолжаешь фоново думать. Ты есть плоть бизнеса. Я много посвящаю времени работе, так как это и мое хобби тоже.

- Почему выбрали именно франшизу?

- Весь наш бизнес построен на партнерстве с сотрудниками, с поставщиками. С партнерами гораздо приятнее и эффективнее работать, потому что они заинтересованы в долгосрочном успехе бизнеса. Наши сотрудники также могут стать франчайзи. Мы сейчас разрабатываем программу, по которой менеджеры, пришедшие в компанию, прошедшие весь операционный путь, добившись хороших результатов, могут стать собственниками пиццерий. 

- То есть я не могу купить вашу франшизу?

- Можете. Но для этого вам нужно будет пройти обучение. У вас есть как минимум капитал, чтобы купить франшизу, а у наших сотрудников его нет. И мы хотим дать возможность стать партнером. Мы планируем кредитовать и давать возможность без каких-либо активов и залогов стать собственником бизнеса.

Наша задача – иметь эффективных собственников. Более того, мы рассматриваем наших франчайзинговых партнеров как часть компании. Мы рассматриваем всю сеть как большую компанию, где делегированы полномочия.

То есть наша задача – развивать бренд, быть конкурентоспособным на рынке, например, между McDonald’s, "Доминос пицца", Subway и так далее. А задача наших партнеров – качественно обслуживать клиентов. Партнеры доверяют мне как руководителю стратегию развития. Ключевая задача – вызов для франчайзинговой компании. Мы понимаем, что она главная для нас и решается комплексно, начиная с того, что нужно отфильтровать неправильных партнеров и подобрать правильных, для которых важны такие ценности, как качество продукта и клиентоориентированность. У нас есть жесткие фильтры, которые отсеивают многих партнеров. Один из них – необходимость владельцу бизнеса приехать в Сыктывкар на месячное обучение, пройти все стадии, начиная от мытья посуды и заканчивая управлением пиццерии.

- За свой счет?

- Безусловно. Только на этом требовании больше половины отсеивается. Нам неважно количество денег у человека, нам важна его готовность управлять этим бизнесом. Сами деньги – ничто. У нас есть инновационная система контроля качества через тайных покупателей и нашу информационную систему. Наша система облачная, она внедрена во все бизнес-процессы, на кухне. Мы видим в онлайн скорость приготовления пиццы, отзывы клиентов. Есть единый сайт и call-центр. Заказы из Уссурийска попадают в Сыктывкар. Мы собираем статистику по отзывам и управляем удаленной сетью тайных покупателей. У нас проходит беспрецедентное количество проверок – восемь в месяц в каждой пиццерии. В любом городе управляем тайным покупателем через интернет. Рейтинг качества покажет, закроется ли пиццерия и дадим ли мы право открыть вторую пиццерию этому партнеру.

Если рейтинг низкий, мы начинаем с этим партнером работать. Если не справляется с бизнесом, мы меняем собственника. Мы говорим, что либо мы эту пиццерию закроем, либо продавай эффективному собственнику и договаривайся о цене.

Ключевая вещь – это бренд. Когда человек будет понимать, что в какой бы город ни приехал, он получит высококачественный продукт и сервис, то сразу же ценность бренда возрастет. Но это и ответственность. Мы не можем дать бренд кому угодно. В этом плане нас иногда называют бизнес-сектой. Наш партнер подписывает клятву качества.

- Кровью?

- Нет. Эта клятва качества висит в пиццерии, ее видят клиенты. Мы – открытая компания. На кухне висят веб-камеры, и человек может видеть, как готовят его пиццу. Все это направлено на то, чтобы добиться стабильности. Мы продаем пиццу дорого – таков наш подход. Задача – давать не самую низкую цену, а ценность. Если мы будем демпинговать наш продукт, то у нас не будет никаких ресурсов для того, чтобы обеспечить стабильность качества. А в нашем бизнесе это важнее, чем цена.

Я сам лично 4 года назад доставлял пиццу, причем как в богатые дома, так и в бедные. Для достаточно необеспеченной семьи заказ пиццы в пятницу – это праздник. Да, они могут и у конкурентов наших купить на 100 рублей дешевле, но берут у нас, потому что знают, что раз уж захотели этот праздник устроить, то им нужен качественный продукт. Они понимают, что переплатив 100 рублей, они гарантированно получат удовольствие.

Поэтому качественный продукт делать гораздо интереснее. Высокие цены – это большая ответственность.

Равнодушие приводит к тому, что происходит большее количество брака, в нестандартных ситуациях человек действует, как робот, не исходит из принципа, что мы должны сделать классный продукт. Невозможно добиться создания чего-то крутого, если сотрудники не верят в это и относятся к этому равнодушно. Чем прибыльнее и здоровее будут наши партнеры, тем быстрее они будут развиваться и будут стабильнее. Формула нашего бизнеса: успех наших партнеров – это наш успех.  Если мы будем партнерам выгодны, то ни один из них не захочет уходить из сети.

- В Приморье вы открыли пиццерию в Уссурийске, но не открыли во Владивостоке. Почему?

-  Мы не даем возможность открыться в большом городе партеру, который не имеет пиццерии в небольшом городе. И предприниматель, открывший в Уссурийске, живет во Владивостоке, и бизнес у него здесь. Но ради того, чтобы открыться во Владивостоке, он должен показать нам, что тоже умеет работать. У нас есть китайские партнеры, один из которых из Владивостока, а второй – китаец, и он сказал: "У вас стратегия, как у Мао Цзэдуна". Причем он состоит в коммунистической партии. Он говорит: "У Мао Цзэдуна была стратегия идти из деревень в города". У нас это связано с тем, что мы за долгосрочное развитие.

У нас нет цели продать франшизу как можно быстрее. Мы бы уже давно продали в крупные города, но нам нужно иметь долгосрочного сильного партнера. А только практика покажет, справится ли человек с этим бизнесом или нет.

И мы очень сильно затормозили развитие - несмотря на то, что достаточно быстро развиваемся - тем, что огромное количество людей отказывается от нашей франшизы, потому что мы не даем сразу открыться во Владивостоке. Но ведь находятся и такие люди, которые открываются в Уссурийске. И благодаря этой стратегии, они сами снижают риски, потому что когда этот партнер Владислав откроется во Владивостоке, у него уже будет команда, которую он целиком привезет. И на этом более конкурентном рынке он сразу же будет работать стабильнее и качественнее, чем если бы он здесь начинал учиться. Мы уже договорились по открытию в Находке с другим партнером, тоже из Владивостока. И есть желающие открыться в Артеме. Тоже, я так понимаю, на финальной стадии.

А дальше мы проведем тендер между предпринимателями на право открыть во Владивостоке. В тендере предприниматели берут на себя обязательства открыться в определенные сроки. Мы подсчитали, что на 125 тысяч человек приходится одна пиццерия. То есть во Владивостоке это 4-5 точек. Кто даст более быстрые сроки, тот и выигрывает город.

Но кандидат должен подтвердить свои планы паушальными вступительными взносами. Они достаточно небольшие, но если он сроки не выполняет, он теряет эксклюзив, и у него сгорают взносы. То есть мы отдаем человеку рынок, а он подтверждает, что готов взять на себя эти риски. Эта стратегия сформировалась из нашего желания работать с сильными партнерами и из нашего опыта. Для нас поиск партнеров – это не продажа франшизы, а собеседование. Однако оно не покажет в реальности, как будет работать партнер. Он может быть энтузиастом с горящими глазами, а спустя три месяца после открытия пиццерии он вдруг потеряет интерес. И в этот момент упадет качество продукции. Бизнес очень похож на армию. Если утром в пиццерии сломалась кофемашина, то это сродни растерянным патронам от автомата во время войны. Ты должен быть всегда готов к битве за клиента.

- Наш традиционный блиц. Быть предпринимателем сложно?

- Сложно сказать. Это зависит от человека. Не всем дано быть предпринимателем.

- Если бы решение, становиться предпринимателем или нет, вы принимали бы не тогда, а сейчас, то что бы выбрали?

- Несомненно, быть.

- Что для вас в трех словах означает предпринимательство?

- Способность брать на себя риски. Сделать что-то новое. Вести за собой людей.

- Ваш лозунг-напутствие молодым предпринимателям.

- Как сказал Уоррен Баффетт: "9 женщин не родят за месяц". Часто молодые предприниматели хотят все и сразу. Иногда нужно терпение, и оно является ключевым фактором успеха.

ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ: 

Спикеры форума "РОСТ": Нельзя построить успешный бизнес, учась только на своих ошибках

Предприниматели - о серийном бизнесе на PrimaMedia: Разнонаправленность побеждает кризис 

"Чайно-кофейный" бизнес Приморья: культуру потребления - прививать, а с ценами - бороться

188Власть 22Здоровье 192Культура и искусство 1ЛиТР 77МЕДИАСАММИТ 124Образование и наука 56Разное 34СМИ 95Спорт 27Стиль жизни 26Экология 309Экономика и бизнес