Рынок дополнительного образования - та отрасль, для которой экономический кризис является скорее возможностью, чем угрозой, считают приморские предприниматели. Непростая экономическая ситуация стимулирует людей учиться чему-то новому и искать другие профессии, а значит, клиентская база образовательных центров начинает расти. О тонкостях ведения бизнеса в сфере дополнительного образования в рамках проекта "Бизнес 2.0" на PrimaMediaLIVE председатель Клуба молодых предпринимателей, владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа беседует с директором компании "Маленький Моцарт" Сергеем Дорошенко и директором учебного центра "Полезный компьютер" Владимиром Карпеченковым.
- Сегодня мы поговорим про обучающие центры и про то, как построить бизнес в сфере обучения. Расскажите о своем бизнесе.
Сергей Дорошенко: В нашей инновационной музыкальной школе мы обучаем маленьких детей игре на фортепиано. Также обучаем взрослых по международной методике - за два месяца с помощью компьютера. За это время любой человек может научиться. Конечно, мы не говорим об уровне консерватории. Но двумя руками у нас люди играют уже на первом занятии.
Владимир Карпеченков: На рынке компьютерных программ обучения наша компания работает уже около 15 лет. Речь идет об освоении компьютерной грамотности, обучении сисадминов – практически весь спектр компьютерных курсов. Порядка 10 лет на рынке мы обучаем бизнес-профессиям - бухучет, кадровое делопроизводство и так далее.
- Как вы пришли к тому, чем сейчас занимаетесь?
Карпеченков: Скажу честно, я купил этот бизнес. До этого были попытки, которые я свернул в преддверии первых кризисов. Потом уже искал хорошую бизнес-идею, рассматривал франшизы, готовые бизнесы и в итоге остановился на обучении. По факту это первый бизнес-опыт.
Дорошенко: Поиск своего дела у меня длился более 11 лет. С тех пор как я уехал из родного Пластуна, все хотел найти то, чем мне нравится заниматься, полностью самореализоваться. Это были и спорт, и путешествия (больше 20 стран), и музыкальное училище по классу саксофона. И вот в прошлом году удалось встретить ребят с интересной методикой. Так как у меня было музыкальное образование, я заинтересовался. Я всегда анализировал, нравится мне чем-то заниматься или нет. И вот нашел - я люблю детей, музыку, мне нравится, что наше дело приносит людям пользу.
- Расскажите про свой текущий бизнес. На чем он строится? Как рождается продукт, который вы продаете?
Дорошенко: Наш методист – главный создатель компании – работает в этой сфере с 2006 года. Методика называется Soft Way To Mozart. Она была придумана Еленой Николаевой и запатентована в США. Обучение происходит с помощью трех алфавитов, с помощью образов. Клавиши подключаются к компьютеру, на них наклеиваются рисунки – домики, репка, мишка и так далее. От простого мы переходим к сложному – к обычным черно-белым клавишам.
- Вы купили эту методику по франшизе?
Дорошенко: Наш методист уже давно с Еленой Николаевой в тесных связях, она покупает это программное обеспечение. Ольга – единственная, кто имеет право в России обучать учителей. Кроме того мы нашли еще две методики: по Шатковскому и по Железновым. Первая методика заключается в обучении детей сочинять музыку уже с 5 лет. Когда к нам приходят ребята, у них есть такое сакральное ощущение, что они могут создавать с детства, творить. Я думаю, это чувство они пронесут через всю жизнь. У нас нет цели сделать из них профессиональных музыкантов, певцов и композиторов. Но это чувство – создавать –поможет им стать, возможно, хирургами, инженерами. А методика Железновых позволяет развивать детишек с 8 месяцев. Мы пока ее разрабатываем.
- Владимир, вы продаете сертифицированные курсы. Как определяется учебный продукт, который продаете?
Карпеченков: Мы являемся основоположниками практически всех краткосрочных курсов и по компьютерам, и по бизнес-образованию. Наши краткосрочные курсы практически все разработаны нами, все сертифицированы. Мы также обучаем секретарей, кадровиков, помощников директоров. А что касается компьютерной грамотности, то тут огромный спектр.
Конечно, сисадмины, которых мы обучаем за два месяца, не смогут построить всю полную сеть, но реально работать на той базе, что уже есть, смогут.
- Сейчас компьютер есть почти у каждого. Вы ощущаете падение спроса?
Карпеченков: Пик популярности курса "Пользователь ПК" спал в 2007 году. Сейчас основные слушатели этого курса – пенсионеры, которых к нам посылает Центр занятости населения. Что касается 1-С-к и сисадминства, то эти курсы актуальны для молодых людей. Так что спрос сохраняется.
- Сегментируете ли вы свою клиентскую базу? Как работаете с клиентами?
Дорошенко: Самая лучшая реклама – сам клиент. У нас более 60% клиентов – по сарафанному радио.
Мы ведем статистику: когда клиенты звонят записываться на занятия, оператор спрашивает у них источник информации. Мы точно знаем, с какого канала сколько людей пришло.
Раньше у нас было поровну детей и взрослых. Сейчас больше на детях специализируемся. С 2 до 6 лет.
Карпеченков: У нас тоже основная реклама – сарафанное радио. Если слушатель доволен, он зовет к нам всех. Что касается рекламы как таковой, то здесь по-разному.
- Какой самый эффективный метод?
Карпеченков: Интернет-барахолки, то есть информационные доски.
- Кто ваш целевой клиент?
Карпеченков: Если говорим об 1-С-ках, то это офисные сотрудники. Компьютерной грамотности учим пожилых. На бухучет и прочее идут те, кто хочет сменить профессию.
- Как обстоят дела на рынке в текущих экономических условиях?
Дорошенко: В первую очередь, все зависит от работы команды. Я пришел в компанию в январе. Я общаюсь с представителями разных детских и развивающих центров, и все говорят о спаде. А у нас рост! И сейчас даже в не сезон все равно рост.
Карпеченков: Да, рынок дополнительного образования специфичный.
Кризис стимулирует учиться чему-то новому, чтобы не бояться найти новое место.
- У вас большую часть курсов оплачивают работодатели либо сами люди?
Карпеченков: По-разному.
Если посылает Центр занятости, с которым мы давно плотно работаем, то платит государство. Если нужно обучить сотрудников, то присылает компания. Часто люди и самостоятельно приходят.
- В нашем клубе Молодых предпринимателей работают на подрядах с государственными и негосударственными компаниями. В последнее время наблюдается такая тенденция: работу они оказывают, а деньги не получают или получают, но через суды и судебных приставов. Вы работаете с теми частями, которые платит государство. Оно платит исправно?
Карпеченков: Нет, так же. Если в приморском казначействе нет денег, то никому не платят.
- Сколько человек у вас работает?
Дорошенко: Восемь-девять человек. Один сейчас под вопросом.
Карпеченков: У нас так же. Есть аутсорсинг - все преподаватели из вузов.
- Сколько человек у вас являются командой, а сколько – наемными рабочими?
Дорошенко: Лучше всех вовлечь в орбиту. А вообще главных трое.
Карпеченков: Из управленцев один я.
- Сергей, как ты формировал управленческую команду?
Дорошенко: Я их не искал. Они меня пригласили. Их было двое.
- Какими принципами и навыками должен обладать тот, кто попадает в вашу команду?
Карпеченков: Про всякую коммуникабельность нет смысла говорить. Я просто смотрю на человека, разговариваю с ним и в процессе понимаю, мой формат или нет. Все нюансы уже потом.
Дорошенко: Мы недавно с партнером прописывали эти факторы. Шесть самых главных. Нужно не только нанимать, но и увольнять. Главное – преданность делу. Это как вирус. Важно уметь общаться с людьми, ведь каждый сотрудник взаимодействует с клиентами.
- Раньше "Полезный компьютер" имел филиалы. Где они были и что с ними произошло?
Карпеченков: На Второй речке и в Центре специализировались именно на компьютерной грамотности. Спрос упал, и мы их закрыли. Мы думали открыть подразделения в других городах, но рынок дополнительного образования во Владивостоке очень специфичный. И если люди идут, то только на лекторов. Если открываться в другом городе, нужно сначала найти того, на кого люди пойдут.
- Сергей, а как у вас с идеями двинуться по стране?
Дорошенко: Мы сейчас развиваем сеть, чтобы были отработаны все процессы. В прошлом месяце мы открыли филиал в городе - у нас пока городской уровень. Думаю через месяц открыть еще один филиал. Так как из-за пробок некоторым людям проблематично до нас добраться, хотим открыть на Чуркине или Баляева, чтобы получился треугольник по расположению.
- Есть ли во Владивостоке специалисты?
Дорошенко: У нас музыкальное училище обучает.
Один из наших учителей – клавишник группы "Иван Панфилов" Артем Малащенко. Он обучает взрослых.
Почти у каждого нашего преподавателя стаж обучения музыке более 20 лет. Мы постоянно развиваем методику.
- Советскому преподавателю сложно перестроиться на новую методику преподавания?
Дорошенко: Вот поэтому я и говорил про горящие глаза. Конечно, сложно сверх старой операционной системы загрузить новую. Но стараются.
- Как обстоят дела с конкуренцией в ваших сегментах?
Карпеченков: Она есть и она жесткая. Некоторые люди способны на пакости. Например, мы формируем группы - менее пяти человек не обучаем. Звонят: "Хотим группу из трех человек". А когда курс начался, они не пришли. Теперь мы деньги берем до начала занятий.
Дорошенко:
Мы стараемся не относиться к этому как к конкуренции. Клиентов хватит на всех. Нужно делать качество, и тогда люди обязательно к тебе придут.
У нас нет прямых конкурентов. Разве что кружки и спортивные секции. Мы стараемся сотрудничать с центрами. Например, с "Бэби-клубом" сотрудничаем. Мы даже обменились флаерами для клиентов. Твой клиент тебя найдет, если ты будешь давать качество.
- А как с качеством услуг, которые предоставляют конкуренты?
Карпеченков: Все зависит от преподавателя. Если ему нравится его работа, если он коммуникабельный, то он это сделает. Но у нас в городе есть центры и просто для зарабатывания денег, не буду называть их.
- Ваши преподаватели работают в других центрах?
Карпеченков: Да. Но наши преподаватели в основном работают в вузах. Либо в ДВФУ, либо во ВГУЭС. Это основная сфера деятельности.
- Новые программы планируете ставить?
Карпеченков: Да, готовим большой психологический проект: "Память, внимание, чтение". Интернет предлагает много услуг, но наши центры в городе специализируются на тех, кто не может учиться по Интернету. Например, я купил год назад "Выучить английский за неделю" и вот до сих пор из 14 уроков прошел семь.
Такие центры существуют для тех, кто не может заставить себя сам. Приходите к нам, мы научим.
Мы открыли языковой курс, но пока не набирали. Мы перешли на краткосрочные курсы обучения китайского и английского языка. Многие не верят, что китайскому можно обучиться за месяц. Однако вы сможете выучить порядка тысячи слов и грамматику на нормальном уровне. Вы сможете понимать китайцев и что-то отвечать.
Дорошенко: У нас большой объем работы лежит в направлении фортепиано. Мы разрабатываем такую программу, чтобы взрослые приходили и с нуля за два месяца проходили 30 песен или 30 пьес. Например, одна девушка хотела на свадьбе сыграть мужу на фортепиано и за месяц научилась у нас. С детьми мы работаем в трех направлениях. Мы действительно хотим, чтобы дети начинали создавать музыку с 4 лет. Сейчас упаковываем методику. Для того, чтобы дети достигали результатов, нужна прозрачная система оценки. У каждого ребенка свои способности. Приходят к нам даже с нарушением слуха.
- Есть те, кому медведь на ухо наступил?
Дорошенко: Да, есть те, кого выгоняют из музыкальной школы, мол, не подходит. А у нас начинает играть. Правда, у такого ребенка уже есть маленькая психологическая травма.
- А бывает такие, которые приходят и не хотят учиться?
Карпеченков: Конечно. Например, когда работодатель говорит: "Не получаешь корочку, значит, за курс будешь платить сама". И делать нечего - получают.
Дорошенко: Бывает, что наши дети боятся. Иногда это является следствием негативного опыта в общении с обычной школой.
Главная задача учителя - завлечь ребенка, показать, что система – это игра.
Посидели за компьютером, потом за настоящим инструментом посидели, потом диктант – нотки-клубнички, образы, пошли на доске порисовали, попели. Каждый урок – это определенный подход. Большинство детей получает удовольствие от процесса обучения.
- Сфера обучения в последнее время все больше регулируется государством. В вашем случае присутствует регламентированная функция государства?
Карпеченков: Что касается конкретного профессионального ДПО, то там сейчас удостоверения, дипломы, все по часам. Что касается краткосрочных курсов, то делайте, что хотите. Это тот же самый коучинг. Сейчас это не сильно регламентируется. Что касается получения дополнительных профессий, то все дипломы идут со степенями антиподделок. Просто поставили жесткие рамки, но если программа адекватно разработана, то нам от этого ни горячо, ни холодно.
Дорошенко: Так как наши методики негосударственного образца, то мы не можем подать на лицензирование школьной деятельности. У нас идет индивидуальное репетиторство. Это регламентируется в рамках общего правового поля.
- Начиная с 1995 года - а "Полезный компьютер" существует с этого года - и по сей день в нашей жизни активно используется Интернет. Наверное, нет того, чего нельзя было бы там найти. Начиная с курса по бухучету с видео и аудио и заканчивая программами по самообучению игры на фортепиано. Считаете ли вы Интернет своим конкурентом?
Карпеченков: Это абсолютно не конкурент. Тому, кто способен самообучаться, не нужны курсы допобразования. Он открыл 1-С-ку и сам все прочитал. Но это могут делать очень немногие. А так пришел, деньги заплатил и уже, понятно, надо учиться. Кому нужен "пинок", похвала, тот идет в центр учиться.
Дорошенко: Согласен.
Людям сложно самоорганизоваться и обучаться. Люди привыкли нажать кнопку и получить результат.
Если мы говорим о постоянном совершенствовании, то нужна постоянная работа. Приложения на планшете – это игрушки, они не обучают.
- Какими принципами руководствуетесь в бизнесе? Ведь любой бизнес – это продолжение нас.
Дорошенко: Постоянно отслеживать себя. Должны быть самонаблюдение и обратная связь. Нужно понимать, над чем работать. Если хочешь делать все лучше и лучше, то надо работать над собой.
Карпеченков: Нужна самоудовлетворенность от того, чем занимаешься. Когда от тебя уходит довольный слушатель, это очень приятно. Это ощущение нужности и полезности того, что ты делаешь.
- Сергей, ты являешься участником Клуба молодых предпринимателей. Что он тебе дает?
Дорошенко: Я открываю для себя новые горизонты, моя картина мира расширяется.
- Наш блиц. Быть предпринимателем сложно?
Карпеченков: Нет.
Дорошенко: Сложно. Но в этом и интерес.
- Если бы решение, становиться ли предпринимателем или нет, вы принимали не тогда, а сейчас, то что бы выбрали?
Карпеченков: Стал бы предпринимателем лет в 20.
Дорошенко: А я бы в 5-7 лет.
- Что в вашем понимании предпринимательство?
Дорошенко: Предприниматель берет ресурсы, вкладывает их и получает прибыль. Деньги – не самоцель, важно то, что останется, как обогатится мир.
Карпеченков: Чтобы все были счастливы. Клиенты будут счастливы, что получили знания, а мы – что получили деньги.
- Ваш лозунг-напутствие молодым предпринимателям.
Дорошенко: Не сдаваться. Найти то, что любишь. 10 тысяч часов мастерства - и ты придешь к цели.
Карпеченков: Не бойтесь пробовать. Останавливайтесь вовремя, если что-то не получается. Самое главное – пробовать, через 10 тысяч часов точно что-то получится.
Напомним, "Бизнес 2.0" - еженедельная программа в рамках проекта PrimaMediaLIVE. Каждую среду участники Клуба молодых предпринимателей беседуют на различные темы так или иначе связанные с приморским бизнесом – от макроэкономики до программ по поддержке предпринимателей.
Ведущий программы - руководитель комитета по молодежному предпринимательству Приморского отделения "ОПОРЫ РОССИИ", председатель Клуба молодых предпринимателей Приморского края (ПримБиз), владелец компании "Финансовый навигатор" Евгений Шкарупа.
ССЫЛКИ ПО ТЕМЕ:
Бизнесмены о рынке внутреннего туризма в Приморье: Это отличный шанс заработать молодым
Демпинг стал бичом охранной отрасли в Приморье – предприниматели
Предприниматели – о консалтинге в Приморье: Это прекрасный товар, на который многие клюют