Лекторий (12+) к 80-тилетию Победы в Великой Отечественной войне открылся лекцией "Десять картин о войне и мире" (12+). Слушателям были представлены такие работы, как "Дед Талаш"Федора Модорова (12+, 1943 г.), "Слава павшим героям" Федора Богородского (12+, 1945 г.), "Возвращение" Владимира Костецкого (12+. 1947 г.), "Письмо с фронта" Александра Лактионова (12+, 1947 г.), "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года" Константина Юона (6+, 1949 г.), "Отдых после боя" Юрия Непринцева (12+, 1955 г.), "Воспоминания о пайковом хлебе" Юрия Пименова (12+, 1963 г.), "Тревога" Гелия Коржева (12+, 1965-68 г.), "Торжественное шествие" Арташеса Хачатряна (1974 г.) и "Встречая и провожая эшелоны" Игоря Обросова (12+, 1980 г.). Просвещала слушателей в этот вечер искусствовед Ольга Зотова. Подробнее в материале ИА PrimaMedia.
Одна из рассматриваемых картин — "Дед Талаш" Федора Модорова. Достаточно интересный портрет старика 97 лет— белорусского партизана, воевавшего с 1941 по 1945 г.
"Это изображение Модоров пишет в русле классической традиции русской живописи. Лицо старика ну, вовсе не героическое, он так смотрит на нас, где-то с грустинкой. Потому что, воевать, носить на себе вот эти все тяжелые вещи, гранаты, патронаж, автомат, это не очень просто. Таким образом, Модоров — художник, который состоял из сплошных противоречий", — прокомментировала Ольга Зотова.
Еще один достаточно интересный и необычный пример военных картин — "Письмо с фронта" Александра Лактионова, — художника, славившегося своими яркими, солнечными образами, достаточно "мажорным восприятием жизни" и "сталинской парадностью". На изображении в круговой композиции стоит семья или родственники и солдат, принесший письмо. Солнечный свет заливает каждого изображенного, а зритель словно стоит в глубине коридора.
"Когда художник обдумывал, как завершить изображение, картины на тему победы, Великой Отечественной войны он встретился с человеком, который искал адрес, по которому ему нужно было передать письмо. Лактионов помог ему найти этот адрес, и когда письмо было передано, то группа людей, ждавших его, она буквально вот таким образом вдруг оказалась перед глазамиживописца", — раскрыла секрет картины лектор.
Другая глубокая работа — "Парад на Красной площади в Москве 7 ноября 1941 года" Константина Юона. Автора, который был коренным москвичом, в целом очень любил изображать старую московскую архитектуру, в частности Красную Площадь и Храм Василия Блаженного. И вот он изображает самый страшный период на этой площади, когда было вовсе не до парадов.
"7 ноября 1941 года — это период, который входил в Сражения под Москвой. Они начались в сентябре, завершились зимой. И в то время в столице было осадное положение. То есть не до парадов. Но очень важно было, так же как и в блокадном Ленинграде, не дать упасть духу тех, кто остался в этих городах. Парад был достаточно многочисленным, по статистике до 30 тысяч солдатв этих колоннах. Это был интересныйархитектурный сюжет для Юона. И он выстраивает перспективу из шагающих, очень правильнымирядами и передает настроение этого периода такой тусклостью цветов", — рассказала Ольга Зотова.
Прочие работы были так же детально разобраны, а истории их создания пополнили багаж знаний каждого слушателя лекций.
Тем слушателям, кто решит продолжить свой путь в изучении историй созданий военных картин порекомендовали посещать дальнейшие лекции данного лектория.