Кто из сотрудников Галереи работал со студентами в течение двух лет, и какими эксклюзивными знаниями делились специалисты — в материале ИА PrimaMedia.
В настоящее время во Владивостоке строится большой культурный комплекс на сопке Орлиное гнездо. Его музейно-выставочная часть планируется к запуску в 2025-2026 годах, в нем будет открыт Филиал Государственной Третьяковской галереи. Для работы в новом культурном центре потребуются квалифицированные кадры: арт-менеджеры, кураторы, методисты, экскурсоводы, сотрудники пресс-службы и другие специалисты. Поэтому многие выпускники-бакалавры, которые хотят продолжить обучение и подбирают магистерские программы, все чаще обращают внимание на специальности в сфере культуры и искусства.
В 2019 году в составе Государственной Третьяковской галереи был открыт отдел "Филиал Третьяковской галереи в г. Владивосток". В 2021 году Третьяковская галерея и Дальневосточный Федеральный университет при поддержке Транспортной группы FESCO запустили совместную магистерскую программу "Музейное дело". Со студентами в течение двух лет работали преподаватели ДВФУ и сотрудники Третьяковской галереи.
Часть лекций проходила в формате онлайн, часть лекций студентам читали специалисты Третьяковской галереи, специально прилетевшие из Москвы. Своим опытом со студентами делились руководители образовательных программ, специалисты экспозиционно-выставочного отдела, хранители музея, эксперты по цифровым проектам, PR-технологиям и коммуникациям.
18 июля у студентов-магистрантов первого набора прошло торжественное вручение дипломов. Всего программу прошли одиннадцать выпускников, девять из них закончили обучение с красными дипломами
Одна из выпускниц, Арина Полухина, была принята в штат филиала Третьяковской галереи во Владивостоке.

Арина Полухина, выпускник магистерской программы "Музейное дело". Фото: Фото: Вадим Мартыненко. Государственная Третьяковская галерея
"Сотрудники Третьяковки делились с нами эксклюзивными знаниями. Например, рассказывали в подробностях, как отправляется картина на выставку: какие готовятся документы, как организуется вся логистика, как специальный комитет принимает решение о выдаче предмета. Особенно яркое впечатление произвели лекции, которые специалисты читали вживую. Например, к нам приезжала Татьяна Викторовна Гафар, заместитель генерального директора Третьяковки по развитию новых музейных пространств. К тому моменту была завершена огромная работа по открытию музея Павла и Сергея Третьяковых. Она рассказала, как создавалась экспозиция музея, от каких идей отталкивались сотрудники, как был выверен баланс подлинных предметов и мультимедиа. Мне еще очень интересно было выполнять задания от юридического отдела: например, нас просили написать эссе на тему плагиата в мире искусства — поразмышлять, где грань между оммажем (оммаж — это работа-подражание какому-либо произведению, своеобразный жест уважения другому художнику — прим.ред.) и обычным плагиатом", — рассказала Арина об обучении на программе.
Один из выпускников, Алексей Логунов, рассказал PrimaMedia о практике в Третьяковской галерее в Москве.

Алексей Логунов, выпускник магистерской программы "Музейное дело". Фото: Фото: Вадим Мартыненко. Государственная Третьяковская галерея
"Меня встретили в Третьяковке с искренним участием: провели практически по всем отделам, допускали на планерки PR-группы, давали интересные задания. Например, я попробовал себя в качестве хранителя произведений. У каждой картины, скульптуры, графики есть свой собственный паспорт. Это такой документ, в котором описаны абсолютно все характеристики предмета. Например, если это картина, то в паспорте будет информация о каждой небольшой вмятине, о каждой сеточке кракелюра (Кракелюр — трещины, которые появляются на лаке или красочном слое живописи или керамики по прошествии времени — прим. ред.). Такой паспорт делается для того, чтобы четко отслеживать сохранность предмета: если он находится в залах Третьяковки в составе экспозиции, специалисты делают регулярные обходы и следят, чтобы не появилось новых дефектов. Например, чтобы графические листы (бумага) не желтели или не шли волнами от влажности. Мне не только рассказали обо всех нюансах, но и поручили отследить сохранность нескольких предметов на выставке "Многообразие. Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж" и иных экспозиционных проектах. Дали настоящие паспорта произведений, и я тщательно сверял данные в документе и реальный вид предметов. Еще меня включили в работу по подготовке текстов к выставке "Генрих Семирадский. По примеру Богов". Я подготовил тезисы для рассказа о проекте, и потом они были использованы в работе пресс-службы"
Сейчас в Дальневосточном федеральном университете идет второй набор на магистерскую программу ДВФУ и Третьяковской галереи "Арт-менеджмент и музейное дело", которую вновь поддержит Транспортная группа FESCO.
Студентам будет предоставлен доступ к части лекций на образовательном сайте Третьяковской галереи "Лаврус" через библиотеку ДВФУ. Планируется и практика в Москве: студенты посетят реставрационные мастерские и различные отделы Галереи, ознакомятся с экспозициями вместе с кураторами и сотрудниками выставочных отделов, смогут увидеть малые музеи Третьяковки. Подробная информация о поступлении на программу размещена на сайте университета, в разделе Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ.
Также по четвергам, 20 июля, 27 июля и 3 августа в Общественном пространстве Третьяковской галереи во Владивостоке на Алеутской,15, пройдут встречи, посвященные поступлению в магистратуру: сотрудники Галереи расскажут всем желающим подробнее о магистерской программе и о возможностях прохождения практики в Третьяковской галерее.