Грущенко Олег Алексеевич
И.о. директора департамента лесного хозяйства Приморского края
Вопрос по укомплектованию департамента лесного хозяйства Приморского края квалифицированными кадрами следует разделить на несколько составляющих. Во-первых, это укомплектование кадрами, собственно, департамента, как специально уполномоченного органа государственной власти в области лесных отношений. Данная проблема в настоящее время находится в стадии решения. Постановлением администрации Приморья от 31 октября 2012 г. №317-ра предусмотрено увеличение численности департамента на 15 сотрудников.
При этом, в структуре департамента появились два новых отдела, деятельность которых направлена на обеспечение ведения государственного лесного реестра, экспертизу проектов освоения лесов, а также правовое обеспечение деятельности департамента. В настоящее время заканчиваются процедуры по приему специалистов в соответствии с требованиями к государственной гражданской службе. К слову сказать, кадровый состав департамента обновляется - на работу поступает молодежь, в том числе и из подведомственных учреждений.
По подведомственным лесничествам ситуация несколько сложней, и требует принятия определенных мер по ее стабилизации. Прежде всего, поднятия престижа профессии работника лесного хозяйства. Для этого в том числе следует решить вопрос по доведению зарплаты в лесном хозяйстве края до средней по краю.
Мы должны решить задачу и признать, что лесничий - это, прежде всего, человек, выполняющий государственные функции и решающий государственные задачи. У него должны быть социальные гарантии, он должен быть обеспечен мерами государственной защиты, материально техническими средствами. Для него должны быть созданы нормальные жилищные условия. Это, прежде всего, касается молодых специалистов.
Решение поставленных задач возможно в рамках госпрограммы развития лесного хозяйства Приморского края при одновременном решении вопроса увеличения размера субвенций, выделяемых из федерального бюджета на реализацию переданных полномочий в области лесных отношений.
Также по привлечению в лесное хозяйство молодых специалистов ведется соответствующая работа с ПГСХа. Департаментом с академией заключен договор о сотрудничестве. Целью его является создание условий для установления сотрудничества в области совершенствования образовательного процесса. В рамках соглашения в настоящее время группа студентов проходит практику в департаменте по внедрению системы ЕГАИС.
По вопросу усиления подведомственного специализированного учреждения, выполняющего работы по охране и защите лесов от пожаров, воспроизводству лесов - а таковым является «Приморская авиабаза» - проводятся организационно-технические мероприятия, направленные на укомплектование лесопожарной службы штатом, материально техническими средствами. Для этих целей перед Рослесхозом обозначены губернатором края вопросы по дополнительному выделению средств субвенций. Также решается вопрос об увеличении финансирования отдельных мероприятий в рамках краевой программы по лесному хозяйству.
Относительно ужесточения лесного законодательства, в связи с принятием федерального закона № 415-ФЗ "О внесении изменений в Лесной кодекс РФ и Кодекс об административных правонарушениях" следует отметить, что внесенные поправки в кодекс регламентируют вопросы учета и маркировки, транспортировки и декларирования, создания единой информационной системы учета заготовленной древесины и сделок с ней.
Учет древесины должен производиться до ее вывоза из леса и должно быть обязательное наличие сопроводительного документа при перевозке древесины. За нарушение норм закона грозит административная ответственность в виде штрафов до нескольких сотен тысяч рублей, конфискация древесины и транспортного средства. Принятие закона, направлено на декриминализацию лесной отрасли. Для этого необходимо создать условия, исключающие саму возможность существования «серого» и «черного» рынка древесины. Для этих целей и вводится в работу система государственного контроля за оборотом древесины.
Задача по контролю за оборотом древесины не в том, чтобы на каждой лесосеке в лесу или на верхнем, нижнем складе находился инспектор и перемерял тысячи кубометров древесины, а в том, что бы обеспечить тотальный контроль за оборотом всей лесопродукции. Любая сделка с древесиной должна попасть в информационную систему и учитываться. В результате будет отслеживаться путь древесины от делянки до непосредственного места переработки, погрузки, отправки на экспорт.
С помощью системы ЕГАИС, которая является межведомственной, правоохранительные, таможенные, налоговые, прочие контролирующие органы могут получить информацию о конкретном лесопользователе и заготовленной им древесине. Без внесения информации о заготовленной древесине в ЕГАИС лесозаготовитель, посредник, переработчик не сможет провести с ней сделки, и тем более вывезти ее через таможенные пункты пропуска. Поэтому осуществление контроля за оборотом древесины проводится, прежде всего, в интересах лесопользователя, лесопереработчика, грузоотправителя.
Проверять в полном объеме деятельность лесопромышленной компании силами всего департамента, в том числе и такой компании как ОАО «Тернейлес», нет необходимости. Да, в лесу контроль за соблюдением правил рубок, пожарной безопасности, экологических требований - это работа лесного инспектора. А учет древесины при ее обороте - это, прежде всего, защита интересов самого лесозаготовителя. Поскольку, если он задекларировал ее по легитимным разрешительным документам в конкретном объеме, а на выходе ее появляется больше, то у него возникнут проблемы. А зачем они ему?