Подготовка детей к школе в Приморье: социальная адаптация, борьба со стрессом и умение учиться
- 27 августа — 3 сентября 2015
- Завершена и закрыта
Орфография и пунктуация участников сохранена.
-
Здравствуйте! Как вызвать интерес у ребенка к учебе?
-
Наверное, практически в любом классе во все времена были изгои - дети, над которыми издеваются, которых коллектив не признает. Есть ли возможность уберечь ребенка от этого? И что делать, если это уже произошло?
-
Кацура Татьяна Николаевна
Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
Мир смотрит на ребенка глазами его матери.
Как правило, как ребенку относятся в семье, так и дети относятся к этому ребенку. Если ребенка дома уважают, считаются с ним; если родители с ним с удовольствием и интересом разговаривают, что - то вместе делают, то ребенок чувствует себя человеком, с которым интересно, которого уважают и несет это внутри себя. И дети это считывают и относятся к ребенку так, как тот себя преподносит.
Поэтому уберечь легко - уважайте своего ребенка и относитесь к нему вежливо, тактично, цените его достоинство.
Если все же ребенка обижают сверстники, или он их обижает, то нужно обратиться к психологам. В нашем центре, мы в таких ситуациях работаем по двум направлениям.
1. С ребенком - уменьшение внутреннего напряжения от обид и боли (отреагирование). Укрепление самооценки и достоинства. И необходимо работать с ребенком для того, чтобы эта ситуация не перевернулась. Чтобы, когда ребенок вырастет, он не начал сам унижать тех, кто слабее.
2. С родителями - помощь родителям в понимании своих ошибочных действий. Мы знаем, что вы очень любите своих детей и хотите им добра. Мы помогаем родителям научиться правильным способам общения и воспитания.
Ситуация серьезная и требует незамедлительного посещения психолога, не надейтесь, что само пройдет. Может быть пройдет, а может и нет. Найдите себе специалиста, которому будете доверять.
С уважением, Т.Н. Кацура
-
Добрый день. Мой ребенок не очень общительный. Переживаю, что в школе он не сможет найти себе друзей. Расскажите, как помочь ему?
-
Кацура Татьяна Николаевна
Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
Добрый день. Для ребенка очень естественное состояние - тянуться к сверстникам, искать общения и радоваться общению с ними.
Для начала необходимо понять причины не общительности ребенка. Рассмотрим некоторые:
1. Возможно, ребенок просто очень стеснительный и неуверенный. В этом случае нужно помочь ребенку стать увереннее, преодолеть стеснение.
Словами: «Не бойся, иди играй…» Вы еще больше закрепите эту неуверенность. Да еще, если Вы скажете это в присутствии других людей - выкажете несостоятельнось ребенка перед другими.
А у ребенка останется внутри: «Эх мама, мама, ну как же ты меня не понимаешь?! Ведь если бы я мог, я бы подошёл и играл! Да еще и выдала меня другим!».
2. Может быть ребенок хочет быть лидером, а дети не принимают его в этом качестве, он и закрылся, ушел от общения.
3. Возможно таково свойство его натуры. И нет особых причин для беспокойства. Но помочь ребенку подружиться все - таки надо.
4. Может быть ребенок хочет быть только первым, всегда выигрывать, а у него это не получается и он тоже уходит от контактов. Здесь нужна помощь ребенку в том, чтобы он учился ставить себе реальные цели, достигать их, ошибаться и относиться к ошибкам спокойно.
Возможны и другие причины… Это очень хорошо, что Вы задумались об этом. Ребенку жить в мире людей, находить свое место, быть уважаемым и счастливым. Конечно, на консультации у психолога, Вы в этом разберетесь и поймете, как помочь именно Вашему ребенку. А если Вы опишете подробнее ситуацию здесь, я смогу ответить точнее.
А пока попробуйте просто на площадке затеять совместную с детьми игру. Подружитесь с каким - нибудь ребенком сами, приглашайте его в гости, играйте вместе с ними.
Успехов Вам и удовольствия от совместных игр. С уважением, Т.Н.Кацура.
-
Когда нужно начинать готовить ребенка к школе?
-
Кацура Татьяна Николаевна
Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
Добрый день!
Дети всегда готовы учиться и всегда учатся с самого рождения. Даже когда мы не обучаем их этому. И очень настойчивы в своем обучении, вспомните, как ваш ребенок учился говорить, ходить: делал шажок и падал, вставал - еще шажок и падал, вставал и падал опять и опять. И вы не мешали и не подгоняли, и не пугали, а были рядом, радовались за ребенка, и - незаметно для него - подстраховывали. И куда делась эта настойчивость? Взрослым надо задать этот вопрос себе, "Что мы для этого сделали?".
Обратите внимание, когда вы специально не учите ребенка, не говорите ему: «Садись, сейчас будем заниматься!», все получается лучше, он учится сам. Если говорите, то посмотрите: в случае радости ребенка этим словам, значит вы все делаете правильно! Если ребенок сник, опустил плечики и голову, значит вы убиваете естественное стремление к обучению. Лучше доверить обучение хорошим профессионалам, они сделают это правильно.
В школу приходят разные дети, а требования ко всем одинаково жесткие и консервативные. И малейшие отклонения в любую сторону сильно осложняют ситуацию ребенка.
Существует три параметра готовности к школе:
Физическое здоровье.
Интеллектуальное развитие.
Вот об этом родители чаще всего беспокоятся. И учат ребенка читать, считать и т.д. И в этом смысле почти все дети идут в школу хорошо подготовленными. Но почему-то к концу первого - второго класса, уже многие справляются с трудом и только с помощью родителей.
Социальное (личностное).
Здесь я имею в виду умение ребенка общаться с большим количеством взрослых и детей, пользоваться у них авторитетом. Умение ребенка слышать и выполнять инструкции взрослого.
Чтобы правильно подготовить ребенка к школе необходимо за год показать его нейропсихологам. Вы увидите сильные и слабые стороны ребенка. И будете развивать именно то, что нужно вашему ребенку, а не просто учить читать и считать.
И это в том случае, если:
- Ребенок здоров;
- Развивается в соответствии с возрастными нормативами.
- У вас и у него нет проблем с воспитанием и общением друг с другом.
Если же вас что-то беспокоит в воспитании или развитии ребенка, нужно обратиться к психологу, как только забеспокоились. Чем раньше, тем лучше. Вы или развеете свои сомнения, или будете знать, что нужно делать.
С уважением Т.Н. Кацура
-
Здравствуйте! Если ребенок не посещает детский сад, как сделать так, чтобы у него не было проблем с коллективом?
-
Кацура Татьяна Николаевна
Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
Это вполне возможно. Если ваше общение с ребенком включает в себя равноправные партнерские отношения в любой деятельности.
Когда вы на равных позициях, никто не доминирует, оба учитывают мнение другого, находят компромисс, который удовлетворяет обе стороны. Вместе играете, читаете, путешествуете, планируете дела. И это все делаете с удовольствием и интересом к своему ребенку.
Как раз это и будет залогом того, что ребенок умеет строить равноправные отношения. Умеет быть равным другому, и неважно сколько лет этому другому, столько же, меньше, больше.
Часто дети, которые ходят в детский сад, не умеют выстраивать равноправные отношения со сверстниками, и вы знаете такие примеры. Так происходит именно потому, что дома родители слишком доминируют, опекают, управляют… Ребенок чаще в позиции снизу. И умеет быть только снизу. Или сверху, когда истерики, бунт…
Нужно дать возможность ребенку в отношениях с нами: - быть на равных;
- быть снизу (когда мы заботимся о ребенке, учим переходить через дорогу, учим правилам жизни…);
- быть сверху (просим совета у ребенка, помощи, делимся с ним своими трудностями, просим полечить мамину руку…).
И вы решаете сами, чему вы хотите научить свое сокровище. Какой опыт предоставите, тем багажом он и будет пользоваться.
Важно! Везде должно быть уважительное и доброжелательное взаимодействие!
Если эти три составляющие (сверху, снизу, равные) будут присутствовать в равных пропорциях в жизни ребенка, то он будет уметь быть в разных позициях. И сможет договориться и с равным, и со старшим, и с младшим.
Успехов и удовольствия вам! Т.Н.Кацура
-
Татьяна Николаевна, добрый день! Расскажите, пожалуйста, как правильно настроить ребенка на нужный лад? Чтобы он не боялся идти в школу
-
Кацура Татьяна Николаевна
Директор детского центра психологии "Крылья", нейропсихолог
Здравствуйте! Для начала самим не пугать ребенка.
Часто родители и бабушки говорят ребенку: «Вот погоди, пойдешь в школу, там баловаться нельзя! Там надо будет сидеть хорошо!» …
Этого достаточно, чтобы особенно чувствительный, тревожный ребенок стал бояться школы.
Представьте, если вам будут говорить: «Вот пойдешь на работу, там тебе покажут!» Захотите вы туда пойти?
Дети все в этом возрасте делают впервые. Им нужно много мужества, и веры в себя, чтобы они смело шли навстречу неизвестности.
Современные дети, в большинстве своем, еще до школы уже не хотят идти в школу. Их слишком рано начинают готовить к школе.
Родители сами тревожатся, пытаются научить ребенка читать, считать (а ведь раньше этому учили в школе, теперь, конечно невозможно отправить не читающего ребенка, там ведь все уже умеют читать). Школа грозным монстром выгладит для родителей. Ведь как часто мы слышим: «Ой, нам через год в школу идти, я так переживаю, как мы там будем?…».
Похоже, что помощь в этом вопросе, нужна сначала родителям!
С уважением, Т.Н. Кацура